Оренвело - Велотуризм в Оренбурге | Велосипед в Оренбурге
Дата: 12-14.08.2016
Протяженность: 136 км
Регион: Оренбургская обл., Кувандыкский р-н
Трек маршрута (можно просмотреть в Google Earth, например).
Участники: pialex, Alex, Dozhdyov, Стронг

Вообще-то, поход по этим местам, с теми же целями уже был в 2011 году. Но тогда так и не была найдена Юмагузинская пещера. Кроме того, проходя замечательный маршрут в 2016 мы вновь проезжали мимо, но по ряду обстоятельств к пещере не приближались. При этом поставили перед собой цель - вернуться!

И вот 12 августа (вроде бы рабочий день, но все участники, как оказалось, очень даже выходные) команда оренбуржцев рано утром на авто прибыла в Медногорск на место старта. Где, позавтракав и выпив кофе у моих родителей, мы дружно снарядили, а потом и оседлали, велосипеды и двинулись в путь еще по прохладе.

Уже через сотню метров с горы мы могли обозревать пейзажи и видеть, где пройдут первые десятки километров нашего маршрута. Проехав город, мкр. Южный, частный сектор п.Усерган и заброшенные дачи мы пересекли р. Блява (от башк. беляу - точильный камень), которая и дала название многим объектам на нашем пути - руднику, вулкану, поселкам. И оказались у бывшего водохранилища - когда-то единственного места в г.Медногорск, где можно было охладиться в летний зной. Но оно давно спущено, а его место заняли густые рощи. Пошли места, где люди появляться уже нечасто, а ведь когда-то тут кипела жизнь - множество поселков крестьян и рудокопов, о чем там и там напоминают остатки стен и старые кладбища.

Медногорск весь в холмах

Кладбище недалеко от рудника

Начался подъем к самому руднику - по краям высятся отвалы, текут ручейки неестественного цвета, невдалеке виднеются небольшие, откровенно кислотные озерца. И, несмотря на то, что солнечные лучи уже сильно припекали, желания искупаться не возникало. Оказавшись на самой вершине хребта, мы достигли "жемчужины" Блявинского рудника - основного карьера. Кто видел, например, Сибайский карьер, конечно не будет сильно впечатлен. Между тем, это место действительно красиво: карьер старый (его разработка началась даже раньше, чем появился г.Медногорск в 1939), и давно заброшен. Потому уже местами зарос деревьями, а на дне огромная лужа приняла естественный цвет, хотя по краям виднеется порода разных оттенков. Буквально 20 лет назад здесь было очень тихо - экосистема нарушена, растительности почти не было, и птицы даже не залетали сюда, зато сейчас мы на дне карьера увидели несколько плавающих уток, а несколько ниже нас в карьере кружила скопа - природа берет свое.

Где-то там дымит комбинат

Вообще, тут можно интересно провести время, полазить подольше, но жара гнала нас дальше по маршруту. Обозрев с вершины Медногорск и пригороды, и сфотографировавшись у ржавого знака, мы начали спуск в долину р.Кураганка (или Кураган, именно в нее позже впадет р. Блява, а сама Кураганка потом, уже в Кувандыке, пополнит воды Сакмары). Отличная грунтовка и потрясающая скорость на продолжительном уклоне!

У этого знака нечасто фотаются

ююю-хуууу!

Проехав Новую Ракитянку, взяли курс на 2-е Юмагузино, там небольшой привал перед приличным подъемом. Поселок этот небольшой, но есть магазин со всем необходимым для уставшего велотуриста. Пополнив силы, мы пересекли по разрушенному мосту Кураганку (вброд как-то не айс, то есть наоборот айс - Кураганка, которая на всем протяжении течет меж деревьев и постоянно пополняется родниками, ну крайне студеная) и начали подъем к грейдеру на вершине хребта. Мысли о скором роднике и обеде придавали сил.

Мост через Кураганку

И вот, четко по плану мы наконец достигли родника "Вишневка"! В приятной прохладе, за столом отобедали, а затем и отдохнули - спешить было некуда: искомая пещера была внизу в паре километров, а еще чуть ниже протекала Сакмара, где уже и на ночевку можно место выбирать.

Гора Белошапка (в которой и находится пещера) хорошо видна с грейдера - она одна такая с россыпью белых камней на вершинах. Свернув с дороги и забросив велосипеды со снарягой в кусты, мы отправились на поиски. Тот, кто не прочел замечание про наличие штанов - немного грустил - чилига и другие кустарники местами были до груди и нещадно царапали голые ноги. Растянувшись цепью: Сергей двигался по вершинам, ниже я, а Александр с Дмитрием ближе к подножью гор, начали поиски. Удача улыбнулась Сергею - он наткнулся на еле заметную тропку в траве и камнях и вышел прямиком к пещере. Неудивительно, что ее трудно найти - мало того, что она расположена в нише из скальных выступов, так еще и кустами дикой вишни поросла.

Пещера где-то там!

Сама пещера оказалась небольшой, метров 20-25 протяженностью, причем сначала по ней перемещаешься ползком, а потом уже можно выпрямиться в полный рост. Там же нашли "тайник", изучив содержимое которого, вернули на место. Уже хотелось искупаться и мы рванули на Сакмару прямо к хорошему местечку за п.Юмагузино.

Кто-то увлекается поиском тайников?

Это место уже могло быть финишем первого дня, но до захода солнца далеко, и хотелось приключений. Позвонив нашим товарищам - Константину и Удачному, которые велосипедам предпочли катамараны, выяснили место их старта. Точка на карте была недалеко, и желание встречи со старыми товарищами у дружеского костра повело нас прямо в искомые приключения.

Планово заехав по пути в п.Чураево, нужно было найти курицу для праздничного сжигания на костре. Вообще-то мороженые куры там встречались ранее, но сегодня нам не повезло - магазин до 18.00 и был закрыт. Но план есть план, курица на ужин, значит курица! Подняв на уши треть деревни, с немалым трудом мы нашли владелицу последнего замороженного бройлера. То ли глобальный дефицит, то ли опережающая среднероссийскую инфляция в Чураево, но цена бройлера превышала цену говядины - 300 р/кг (при рыночной в 200 р). Эх, не того цыпленка Оренбургская птицефабрика назвала "Золотым"! Но, как было сказано, план есть план. К слову, мясо оказалось действительно изумительно вкусным и мягким (или цена так влияла на психику и вкусовые рецепторы, или его правда откармливали молоком и кефиром). Попытка прикупить яйца для утренней яичницы тоже не увенчалась успехом - это было время, когда куры высаживаются на яйца, и их никто не продает. Здесь же, в Чураево, встретили старого коллегу с Оренвело - ник "вадим1".

И вот начались поиски наших товарищей (то есть места, куда они еще прибудут через час-два). Поиск осложнялся тем, что "точка" стояла на противоположном берегу Сакмары, но, включив целых три устройства с функцией навигации, мы начали прочесывать берега Сакмары. Еще одной сложностью было то, что бы не знали истинное отношение КоЗы к своему авто - рискнет ли он ехать, обдирая бока о чилигу, или проезжать вплотную под накренившимся деревом? В конечном итоге, один за другим подходы к воде отбраковывались. Начались скитания по полям, а однажды упершись в отвесную скалу, мы рассуждали - стоит ли привязывать велосипеды к спине и продолжить путь по скале, или все же вернуться несколько километров назад. Спустя некоторое время мы уже знали о берегах Сакмары лучше, чем местные рыбаки, а при упоминании Удачного, в голове появлялись недобрые мысли. Возникла идея пересечь Сакмару по мосту у базы Горный Дуб, но там уже заповедник, и просто так туда не попадешь, тем более на машине. Темнело. От поисков мы окончательно отказались и еще часок поскитались в поисках места ночевки.

Место оказалось хорошим - у небольшого обрыва, рядом со скошенным лугом, с подходом к воде. Некоторых сон сморил даже ранее, чем успел приготовится цыпленок. Было тепло, и дождей не ожидалось. Поэтому тенты палаток даже не ставили, и те, кто не сразу заснул, после захода луны мог наблюдать падающие звезды.

Утром прибыл рыбак

Утром прибавилось еще одно достоинство места - солнце было за деревьями, и выспаться можно было как следует. Мы никуда не спешили - отдались на волю матраса. К тому же, дальнейший маршрут был полной импровизацией. Позавтракали остатками немаленького цыпленка, немного порыбачили, искупались и в путь! Нам предстояло вернуться в Чураево. По пути нагнали лиса. Ветер был нам в лицо, и оттого лис нас не чуял, бежал себе по дороге - крупный, не рыжий, а какой-то темный. Только когда мы оказались совсем близко, оглянулся и свернул в кусты. А после лиса мы встретили Константина, который возвращался на место старта. Эх а мы ж там вечером проезжали. Ну да ладно, падающие звезды значит так сошлись.

Скупив всю замороженную минералку в Чураево, продолжили путь вдоль Сакмары, прямо по долине. Дорога петляла, дважды ожидаемо проведя нас вброд по реке. Повсюду ароматы степных трав и цветущей конопли. Однажды свернув не туда, пришлось продолжать движение по "дороге-нулевке" (еле видных следов по примятой траве), которая успешно закончилась. И, выбирая между возвращением несколько километров назад и движением по азимуту по грудь в траве, выбрали второе. Еще один брод (на этот раз поглубже) и снова степь. Тут мы встретили веселую компанию в купальниках на внедорожниках-кабриолетах - уазике, газоне и иностранном чем-то, с флагами и приветственным улюлюканьем. Такие т.с. мы встречали и позже - распространненый вариант развлечений оказался в этих местах.

Броды в жаркий день приносят исключительно удовольствие

Эт сколько ж конопляного масла для цепи можно надавить!

После очередного брода и степного проселка мы наконец добрались к хорошему пляжу и подножью Шайтан-горы, где и устроили привал-обед. Сергей, как самый неутомимый, отправился исследовать штольню и гору.Виды оттуда действительно красивые.

Штольня

А ведь завтра тут пойдут наши друзья на катах...

Переждав основную жару, выдвинулись в п.Ибрагимово. Так-то он недалеко, но дорога сильно петляла, и вновь заставляла нас лезть в гору. В поселке, несмотря на определенный запас времени, решено было не уезжать далеко, а встать тут же на реке. Это была ночевка в очень людном месте - днем на пляже много людей, а ночью были соседи-велосипедисты на другом берегу, и ниже по течению разносились песни под гитару.

И вновь вечер у костра под интересные беседы, обсуждение красивых мест и походов. Уже совсем глубокой ночью разбудил жигуленок, каким-то чудом перескочивший наш "забор" из веток и разворачивающийся прям на пятаке перед нашими палатками.

Солнце, встающее за деревьями, долго нас не беспокоило, и мы, после недолгих купания-завтрака-сборов, отправились в рывок до Медногорска. Это была старая дорога, по которой люди с окрестных деревень, том числе и с поселков у тогда станции Медногорск, ездили на лошадях, телегах, а кто-то и пешком в Кувандык. Дорога то поднимается на холмы, то петляет по долине со скошенной травой. В самой долине пасется небольшой табун лошадей, а недалеко стан заготовителей сена. Тут же Сергей порвал цепь, что дало нам некоторое время передохнуть в тени.

И вот мы прибыли в п.Блявтамак (ранее 3-е Юмагузино - все логично, зачем новые названия, нумеруй и все). Тут же, еще до пересечения Кураганки, в кустах прячется табличка "Блявинский вулкан". Он, правда, не действующий, но по-своему интересный - порода с различными вкраплениями "разлита" по склонам горы.

Вулкан

Не удалось телами прикрыть на табличке "втамак"((

Все оставшиеся километры теперь будут проходить по пригородам: по п.Никитино (мкр-н Машиностроителей) мимо з-да Уралэлектро, который является "потомком" Тульского оружейного завода, эвакуированного в наши края в начале Второй мировой, мимо труб и цехов Медно-серного комбината, около которого даже в воскресный день очень трудно дышать - воздух наполнен окислами азота и серы, а затем по улицам и площадям г.Медногорск.

ДК "Металлург"

И вот на горе у дома нас уже встречают мои Марина с Софией и Ваней, а мама уже приготовила вкусный обед, за что ей огромное спасибо!

Наш матрасно-импровизационный поход завершен, все пещеры найдены, а велосипедный загар стал еще более велосипедным. Спасибо, друзья, за эти интересные дни, за дружную команду и теплые беседы! И до новых походов!
Категория: Походы выходного дня | Добавил: Pialex (26.08.2016)
Просмотров: 2309
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.