Оренвело - Велотуризм в Оренбурге | Велосипед в Оренбурге

• Александр (Pialex) - Главный растоман
    и Главный помощник Главного шеф-повара

• Макс (MAX_F) - Организатор сего действа

Идея этого похода витала давно и в основном не в моей голове. Если участок Нугуш-Куперля достаточно изучен и проезжаем как на подготовленной машине (а летом 10го года туда даже на 99 проезжали)так и спокойно на велосипеде, то дальше — мало что было известно. Периодически, то там, то сям я встречал упоминания об участке Куперля — Кашеля, но проходили его единицы. И на велах никто - по крайней мере я таких отчетов не находил. Этим летом идея похода и примерный маршрут обрел окончательный вид. Воплотился он правда не так как задумывался — но это уже лирика.

Итак, в августе я решил — надо катить. При подготовке к маршруту активно копал интернет – нашел информацию, что со стороны Кашели в августе проходили ребята на квадриках, а также что отдельные куски то со стороны Куперли, то со стороны Кашели проезжали джиперы с различных ресурсов. Лето сухое, броды будут проще проходимы и грязи меньше. Катить в сентябре — спадет жара, и золотая осень — так особо прекрасна в Башкирии. Тема создана — команда набрана сильная, дружная и достойная этого маршрута.

День 0

Собрались почти вовремя, только Влад забыл пенку – пришлось немного покружить по объездной.

Дорога до Нугуша прошла в беседах и питие Айрана. Добрались до места почти по графику, немного потыкались в закрытые на зиму базы, но в итоге нашли стойло для наших отравляющих экологию коней. База «Робинзоны» - на будущее рекомендую. Собрали велосипеды, переоделись и покатили уже в ночь. Место для первого ночлега я наметил заранее, домашних пищевых заготовок с собой было более чем достаточно, поэтому прибыв на, в прошлом году еще пустующий, а в этом уже окультуренный и огороженный участок леса, именуемый ныне База отдыха-кемпинг «Лукоморье» мы разместились за сколоченным столиком. Костром заниматься не стали, чай кипятили на горелке, осушив за начало 0,5 коньяку, в 23 часа мы уже разошлись по палаткам….

Ночь 1

Кто то храпел.. не в нашей палатке.. сны.. воспоминания.. тепло.. кайф.

День 1

Утро. В палатке очень тепло. 8 градусов. Вся внутренняя палатка в конденсате. Нехотя выходим наружу. Холодно. Главный синоптик сообщает температуру — 0,5 градусов.

Над утренним водохранилищем дымка тумана.

Удивляемся, как низко находится уровень воды. Береговая линия грязная, подход к воде затруднен. Кто то пытается согреться пробежкой. Иду умываться из бутылки, к воде подходить особого желания нет. Холодно все же. В итоге завтрак решили переместить выше по поляне — туда, где уже задорно освещают зелень лужайки первые лучи осеннего солнца. В их свете принимать пищу намного приятнее. И теплее. Домашних заготовок ооочень много – завтракаем остатками. И даже что то еще остается на перекус. Собираем лагерь и весело выкатываем. Дорога вполне велопроезжаема, только на первом ручье немного месим грязь, и достаточно быстро выкатываем на привольную поляну. Солнце почти разогнало утренний туман, лишь вдалеке еще клубятся его остатки. Совсем пригрело, устроили небольшую фотосессию, парни устроили конструкцию из велосипедов, которая правда удачно повалилась)))).

На равнинке ускорились, благо сухое покрытие и рельеф благоприятствовали. И вот первый подьем, последние звонки в цивилизацию, слезаем с велоконей и начинаем толкать их в гору. Разговоры, медитация на осенний лес….Вокруг зелено-желто-оранжево-красно с переходами и оттенками. Листва шуршит под колесами. Первый спуск – иеееехааа, радостно мчим вниз. Где то ловим лужу, физиомордии становятся в крапинку, но все довольны, особенно радостно выглядит Макс и Костя. Впереди наш первый из многочисленных в этом походе брод через Урюк.

Сразу за ним – второй хороший уклон вверх. Но мы все полны сил, поэтому бодро взбираемся наверх. Где то на макушке встречаем занятную дорожку из мухоморов. Эх, знать бы как их готовить, глядишь – можно было бы вечер разнообразить.

Очередной спуск, и мы на полянке, до карстового моста и остатков водопада на Куперле остались считанные шаги. Оставляем велосипеды и идем гулять пешком. Мост как и в первый раз появляется из ниоткуда. Идешь идешь, ищешь его глазами, никак. И тут раз, бац и встает махина перед тобой. Мост изумителен и прекрасен.

Водопад, к сожалению, пересох, так, течет ручеек ни о чем. Тут у нас Костя сорвался… в смысле начал лазить там и сям, заряжая нас любопытством и энергией, благодаря ему мы поднялись на все мыслимые и немыслимые склоны вершины и скалы в окрестностях.

Насладившись чудными пейзажами, мы с сожалением возвращаемся на полянку с велосипедами. Далее нас ждет перекус и дорога в неизвестное. Однако до реки Нугуш дорога оказалась вполне накатанной, а перед выездом к руслу мы обнаружили вполне обустроенное место, лавочки, столы и даже обустроенная баня с готовым полиэтиленом.

Дальше мы покатили вдоль русла. Дорога – укатанное русло, где то вполне катибельная брусчатка, где то зубодробительная и костетрясительные голыши. Скорость – от силы 10-12 км\ч. Плюс многочисленные броды. В тот день их было ок 10. На одном из участков «Нугушского автобана» Саня обнаружил полную раскрученность своего багажника, и даже потерю некторых болтиков крепления багажника. Что и не удивительно при такой тряске. Мы кинулись проверять свои багажники, попутно обсудив ньюансы крепления.

И тут, пафосно произнася фразу, «Ну у меня то все на века» в следующую секунду у меня переклюк оказывается в спицах. Петух пополам, как и стойка крепления багажника.

Приехали…. Выручил Макс, у него оказался запасной петух. Правда от «спеша», но русских не обманешь.

В итоге спустя час мы вновь продолжали движение. Между тем день шел к своему логическому завершению, как и наша сегодняшняя часть нашего маршрута, мы приближались к запястью пятилистника. Нужно было найти среди гущи леса едва заметную тропку наверх. К счастью, мне были известны тайные опозновательные знаки))), коими я не преминул воспользоваться. Тропа была найдена и мы расположились на ночлег. Лагерь, палатки, костер, Макс колдовал у костра, накрывалась поляна.

И снова ужин, средства для улучшения аппетита, неспешные беседы. Разошлись к полуночи….

Ночь 2

Крепкий сон… за гранью сновидений понимание – сегодня на улице холоднее … кто то возможно подмерзнет, возможно … но у нас тепло… кайф.

День 2

Утром было ещё холодно, но в нашей трёшке было тепло, и выходить совсем не хотелось, но надо. Костя уже колдовал вокруг костра, сварили традиционную кашу, полюбовались туманным утром, и в 11.00 часов двинули на штурм. Ооо, какой был подъём..! первые метры некоторые преодолели отдельно с велосипедом, а потом с рюкзаками, вроде пошла дорога, но проехали буквально метров 50 и всё, дальше началось упражнение «таскание груженого велосипеда в гору».

Хотя на улице было около 2 градусов тепла, по ощущениям было 25, разделись все мигом до маек, пот тёк ручьями. Очень быстро дорога пропала совсем, началось обещанное рубилово через лес в гору, крутизна была дикая. Отдельные участки одолевали по парно, поднимались часа 1,5 и прошли 1,5 км. Наконец появилась верхушка, а вокруг десятки карстовых провалов и ни намека ни на дорогу, ни на тропу, ещё в начале нашего пути были зарубки на деревьях, но на верху мы их потеряли. Ну что же, сравнив направление нашего электронного помощника, пошли напрямую. Вокруг красотища, лучи солнца пробивались через утренний осенний лес, мы кое-где выходили на остатки дороги, которая возникала из ниоткуда, и также в никуда пропадала. Без жэпээсного «сусанина» было бы сложнее, кружить там можно бы долго. Где-то шли по следам оставленным квадроциклами, прошедшими тут недели 3 назад. Наконец-то уклон пошёл вниз, на спуске поплутали чуток, шли по следам от квадриков, которые тоже видно блуждали в поисках направления. Потом все же вышли на относительно сохранный спуск, и вот мы вновь на берегу Нугуша. 4 км и 2,5 часа времени, скидываем рюкзаки, вешаем сушить влажные после ночи палатки и спальники и двигаем налегке к пятилистнику.

Проехав километра полтора я вновь попал, клинит и ломает нижний ролик, прокручивает петух, переклюк гнёт ножку багажника и вновь Макс меня выручает, правда ролик пришлось «доработать напильником». Смастерили шайбу-прокладку, из крышки от 1,5л бутылки, ножку багажника пока решили не трогать. Я вновь на колесах, едем дальше. Ехали сколько могли на велосипедах, преодолели пару бродов, где то на одном из них Влад чуть не лишился бродовой обуви, долго гнался вниз по течению, и победа была все же за ним.

Потом решили погулять пешком. Виды и скалы на пятилистнике изумительные. Скалы стеной встают из вод Нугуша. И ещё как-то на такой отвесной поверхности растут сосны.

Гуляли долго, но хватило времени обойти только два листа. Нужно было возвращаться и ехать дальше, да и решили оставить на потом. На обратной дороге один палец прошли поперёк, там был узкий невысокий перешеек.

Не утерпели и ещё немного полазили по пальцу, но время совсем поджимало. Красота, конечно, там неописуемая, река с двух сторон, скальные уступы ступеньками, так и манит лезть всё выше и выше. Надо в июне, в самую зелень, туда скатать обязательно!

Впереди у нас была Кашаля, теперь уже заброшенная и всеми покинутая деревня, последний житель которой умер прошедшей зимой. Ночевка предполагалась в егерской избушке. Преодолев 7 или 8 бродов, в конце вообще пришлось вверх по ручью подниматься, ещё немного потряслись по брусчатке «нугушского автобана» мы проникли на территорию заповедника Шульган-Таш, увидели признаки бортевого пчеловодства, в виде ульев на деревьях.

Вдали тонко жужжала бензопила… «люди» подумали мы, «велотуристы» - подумали люди и приветливо помахали нам рукой. Мы подъехали, это оказалось компания Алексея, который снабдил меня треками на этот маршрут. Немного пообщались, с некоторым сожалением отказались от чаепития и вполне вероятного застолья (а может и зря). Проехали заколоченный домик последнего жителя Кашели, ещё пару бродов. Тут у меня ломается гнутая ножка багажника, но мы то уже тертые калачи, быстро проводим ремонт подручными средствами и снова брод через Нугуш, на этот раз последний и вот обещанная избушка егерей. Мы, конечно, были настроены на спартанские условия, но переночевать в с удобствами хотелось всем. Домик был супер, столик у входа, внутри палатья и печурка, и даже отдельное строение для психологической разгрузки. Накрыли стол, закинули дровишек в печурку и сели трапезничать. В избушке завесили все крючки обувью, вещами на просушку. Разговоры разговаривались, не спеша по телу разливалась водка и умиротворение. В итоге засиделись за полночь и вторую 0,5. В домике, однако, было жарко. Пришлось спать без помощи спальника, в которой забрались дружно часам к 4 утра, и то по причине того, что Костя неплотно закрыл дверь (негодяй такой).

Ночь 3

Сон.. крепкий сон…жарко…тепло.. прохладно…молнии..жжужат ..кто то прячется в спальник..

День 3

Встали пораньше, т.к. сегодня предстояло более 50 км и бонус в виде Сумган-Кутукского урочища. Быстро приготовив завтрак, выкатили в туман, было холодно, около 2 градусов, но как всегда после 1-го подъёма начали раздеваться. Дорога забиралась всё выше и выше, где-то ехали, но всё больше шли пешком. А ещё утром выяснилось, что Костин багажник тоже не пережил тягот «нугушского автобана» из брусчатки. С утра укрепили одну стойку с помощью смекалки, верёвки и какой-то матери. Но спустя пару часов движения, выяснилось, что 2-я стойка тоже приготовилась отойти в мир иной. Но механики у нас уже опытные, реанимировали стойку вышеописанным способом. Дорога шла то полем, то горкой, то под горку. Где-то катили, где-то вкатывали, где-то занимались уже привычным в этом походе упражнением — «толкание груженого велосипеда в гору». Так незаметно мы вышли на нужную нам развилку. Устроили схрон в кустах из рюкзаков и поехали налегке в урочище. Достаточно легко отыскав первую из нужных нам дырок в земле, мы искренне восхищались этим чудом природы.

Для незнающих http://nashural.ru/Mesta/sumgan-kutuk.htm 9 на 4,5м дыра и вертикально вниз 120 м. Вокруг дыры сновали зеваки и видимо более опытные люди, обвешенными верёвками и украшенные касками с фонарями. Мы же отправились искать более доступный Кутук №4. Благо народу там было как на Советской в день города и спросить дорогу было у кого. Особенно поразила многочисленная группа из молодых мамаш, груженных 120 л рюкзаками и детьми, в возрасте до 4-х лет. Легко найдя очередную дыру в земле посреди леса, мы устроили обеденный перекус, дабы восполнить силы перед восхождением вниз и остудить наши разгоряченные тренированные тела. Пока мы трапезничали, группа более опытных спелеологов навесила страховку, коей мы впоследствии и воспользовались, конечно, по их любезному приглашению. Спуск в эту прихожую, владений мрачного Аида, представляют собой самодельную лестницу, собранную из брёвен, гвоздей, и наверно её собирали в год моего рождения. Конструкция массивная, но в силу преклонного возраста, вызывала лёгкое опасение, ну да ладно, спустились.

Внизу куча мусора из остатков прошлых лестниц, также деревьев, приносимых сюда весной. Пещера, конечно, поразила своими размерами и красотой. Словами не описать, надо видеть, что и в каких объёмах промыла вода за сотни тысяч лет. К сожалению, мы были одеты не по форме, поэтому все красоты нам не открылись. Решив оставить опять что-нибудь на будущее, мы стали возвращаться к солнечному свету. Нам предстоял последний рывок финиша.

Найдя более короткую дорогу к нашим рюкзакам, уже через час мы упорно штурмовали последние подъёмы, резво неслись вниз на долгожданных спусках, однако трудности последних дней давали о себе знать, и перед последним спуском — подъёмом мы, как мне показалось, дружно устав, решили передохнуть на живописной полянке по соседству с красивыми соснами. И вот, посыпавшиеся смски сказали о том, что цивилизация близко. Последний спуск был шикарен, быстрый, затяжной и вот мы на асфальте. До машины нам оставалось всего 10 км. Мне поступил входящий звонок — абонент на противоположном конце виртуального провода, с волнением в голосе поинтересовался нашим самочувствием и местоположением. Я понял, что нас ждали. Быстро докатив до посёлка, мы устремились в ближайший магазин за благами цивилизации. Хотели было немного порелаксировать, но тут один из членов нашей команды вежливо уведомил нас, что устал дико и держится на волевых, и мы рванули на базу. И вот довольные и даже счастливые, мы облачаемся в цивилизованную одежду, собираем велосипеды и едем домой, туда где ждут близкие и родные люди.

Очередной поход позади, что могу сказать в завершении. Кастинг рулит. Команда собралась дружная, находчивая и сильная. Я с огромным удовольствием, скатаю ещё куда-нибудь, да хоть к черту на рога в таком составе. Хорошая проработка маршрута тоже решает. Немного просчитался я с материально-технической частью, но ошибки учтены. Современные навигационные приборы рулят, Чиффе спасибо за сей девайс. Без него пусть наш был бы дольше, длиннее и труднее. С погодой тоже нам очень повезло. При дожде этот маршрут можно смело по времени увеличить раза в полтора. А так места шикарные, в силу своей труднодоступности практически не тронуты и мало замусорены. Всем спасибо за компанию, а читателем за то, что осилили сей опус. До новых встреч, друзья!

Больше фото

часть 1

часть 2

P.S. Каринэ особая благодарность за воплощение этого отчета в электронный вид. Чмоки чмоки)))
Категория: Походы выходного дня | Добавил: MAX_F (11.12.2012)
Просмотров: 5153 | Комментарии: 7
Всего комментариев: 7
Здравствуйте! Подскажите, какая протяженность маршрута?
MAX_F120 км
tuxА карты маршрута не осталось?
MAX_FВ теме вроде была нитка
MrBlack8694МОлодцы парни, классный поход, почитал и посмотрел фото, как будто сам там побывал! Долго ржал над фоткой, где велобрат набросился с зубами на мухомор! Как бы мне хотелось тоже по этому маршруту проехать и пройти! biggrin Завидую светло-коричневой завистью!
MAX_FВиктор Иванович - где отпечаток? мы не заметили))
vitominОчень приятно зимой читать такие отчёты! Очень мужественный поход! Я горжусь участниками этого похода!!!И фотки - прекрасны!!! А что там за отпечаток ноги человека на скальном грунте? Его размер?
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.