Велоэкспедиц - Дневники - Форум Velomania.ru
RSS лента

Amata

Велоэкспедиц

Рейтинг: 5.00. Голосов: 4.
Цитата Сообщение от Amata Посмотреть сообщение
Цель:
Исследование местных дорог Северного, Среднего и Южного Урала.
Основные задачи:
-определение наличия и состояния Бабиновской дороги, построенной 400 лет назад;
-пропаганда здорового и активного образа жизни.
Время и место проведения:
Экспедиция была проведена с 2-го по 24 августа 2004 года по территории Северного, Среднего и Южного Урала.
2 августа команда выехала из г. Соликамск ( Пермская обл. ),
22 августа прибыла в город Соль-Илецк ( Оренбурской обл. ).
За 18 ходовых дней команда проехала 1541 км, с общим набором высоты 17643 метра.
Команда:
Праслов Михаил Александрович
1946 г. рождения, механик, летописец, зав. примусом, фотограф,
член экстрим клуба портала VVV.ru
В быту электрик на заводе.
Шаповал Оксана Владимировна
1960 г. рождения, штурман, завхоз, повар, фотограф, санитарка.
В быту заточник на заводе.

Основные пункты маршрута:
Соликамск, Березники, Яйва, Чикман, В.Косьва, Кытлым, Павда, Ст.Ляля, Ис, В.Тура, Кушва, Серебрянка, Ёква, Сылва, Шаля, Екатеринбург, В.Уфалей, Нязепетровск, Сатка, Тюлюк, Александровка, Николаевка, Белорецк, Кага, Бурзян, Гадельгареево, Кумертау, Оренбург, Соль-Илецк, Оренбург.

Оборудование:
Велосипеды на основе титановых рам из г. Королёва; колёса 26 дюймов с двойными ободами; навеска в основном Shimano, класс от Asera до ХТ;
тормоза:
три дисковых с механическим приводом и один V-Brake.
Примус бензиновый "Смерть туриста".
Палатка двухместная "Октопус".
Фонари налобные ( 5 светодиодов, три батарейки ААА).
Рюкзаки собственной конструкции и изготовления.
Ремнабор минимальный, стандартный.
Аптечка стандартная.
Историческая справка:
В 1595 году царь Фёдор Иоанович повелел посадскому человеку Артемию Сафронову Бабинову разведать прямую сухопутную дорогу через Уральские горы для сообщения с Сибирью. Получив царское благоволение, Бабинов приступил к устройству дороги и в 1597 году вывел её к реке Туре, где потом ( в 1598 году ) был основан город Верхотурье.
Эта дорога получила название новая сибирская Верхотурская, но исторически её знают, как Бабиновскую. За 2 года усилиями двух целовальников и 40 посошных людей была прочищена трасса и построены мосты на протяжении 263 вёрст ( ~ 280 км ). В последствии вдоль дороги были построены ямы (сёла), в них можно было заночевать, накормить лошадей. В ямах вёлся учёт всех проезжающих и их грузов.

Вот перечень основных сёл:
В.Яйва, Чикман, В.Косьва, Растёс, Кырья, Павда, Ляля, Караул, Верхотурье.

В 1653 году по Бабиновской дороге проследовал в ссылку глава раскольников мятежный протопоп Аввакум, а в 1727 году проехал в берёзовскую ссылку низложенный "светлейший князь" А.Д. Меньшиков с семьёй.

31 июля отъезд с Ярославского вокзала, 2 августа приехали в Соликамск. Билеты мы берём заранее. чтобы заполучить хотя бы одно нижнее место в плацкартном вагоне. В купейном вагоне ехать нам очень неудобно, велосипеды умещаются с трудом, да и дороже намного. Загрузились без проблем, хотя бывало требовали багажную квитанцию на негабаритный груз и приходилось скандалить. Конечно велосипеды в чехлах со снятым передним колесом, так они легко размещаются на багажных полках, но поперёк.
2 августа понедельник,
первый ходовой день. Соликамск - Яйва.
107 км за 7 час. 51 мин., ср. ск. 13,6 км/час, макс. ск. 59,7 км/час, набор высоты 961 м.
Доехали хорошо, спокойно выгрузились, собрали велосипеды. Всё на месте и в рабочем состоянии, тёплая солнечная погода. Сфотографировались на фоне вокзала и поехали в город.
http://foto.rambler.ru/photos/veloturizm/18/1/1.jpg
Надо купить немножко еды и доехать сегодня до Яйвы. Когда загрузились в вагон, к нам прицепилась с расспросами какая-то тётка из соседнего купе. Мол я сама из Яйвы, впервые вижу велосипедных туристов и на все лады нахваливала тамошнюю гостиницу - очень дешёвая и хорошая.
Ну мы и поверили.
Проехались по Проспекту Победы и на магистраль. Карты Пермской области у нас нет, в Москве купить не удалось, поэтому едем по указателям. На повороте в Усолье встретили хорошо экипированного велосипедиста на шоссейнике, он проводил нас до Усолья, рассказал о местной велосипедной жизни. Знаком он и с Верой Кулаковой из Березняков, но у них "принципиальные разногласия". Вере я пытался отправить письмо по адресу найденному у Крупенникова, но почта этот адрес не признала - а жаль.
В Усолье нашли Строгановские палаты, около них грандиозная церковь и краеведческий музей.
http://foto.rambler.ru/photos/veloturizm/18/46/46.jpg
Палаты очень впечатляют, но всё вокруг заросло крапивой и сильно запущено.

Там же в Усолье в кафе, которое расположено в Доме Культуры, пообедали, очень вкусно и недорого. Но интересная особенность почти любого общепита вроде бы съел много, но в организме еда почему-то быстро заканчивается.
Проехали транзитом Березняки - город построенный в тридцатых годах прошлого века, с типично сталинской архитектурой. И дорога, дорога, дорога... Хороший аcфальт, вверх и вниз и чем ближе к хребту тем чаще и глубже.
Ксюша с утра немного тормозила, потом начала стараться, но устала и часть горок перед Яйвой прошла пешком. Но вот появились многочисленные "скворечники" садовых товариществ и мы уже в посёлке. Быстро нашли пресловутую гостиницу ну, думаем, сейчас помоемся и хорошенько отдохнём.
Не тут-то было - горячей воды нет и вообще самый дешёвый трёхместный номер тянет на 420 рублей с человека. За что платить!? Дурдом. На вокзале ничего нет, стадиона нет в принципе, зато нашли краеведческий музей, но он работает до 16 часов.
Пришлось активизировать местных мальчишек на великах - они проводили нас до работающей колонки. Там мы затарились по максимуму водой и на речку. Колонок в посёлке вообще-то много, но работающая только одна и к той подсоединён шланг идущий на чей-то огород. Шланг этот прикручен проволокой, чтобы не срывало, а рядом лежат пассатижи. Кому надо воды проволоку откручивает, наливает и прикручивает обратно.
На реке мы спокойно помылись, сегодня тепло ( +25), вода чистая и очень тёплая.
На берегу в траве я потеряла серёжку. Успокоила себя, решив что это дань за успешный поход.
Потом нашли на опушке удобное местечко и поставили палатку. И тут обнаружился северный феномен - уже 23 часа, а ещё светло.


3 августа, второй ходовой день.
Яйва - Скопкартная (Чаньва) -Чикман.
58 км за 6 час. 16 мин., ср. ск. 9,1 км/час, макс. ск. 23,4 км/час, набор высоты 859 м.
Всю ночь где-то работал какой-то механизм, свистело и ухало иногда очень громко, но далеко, просто ночью слышно лучше.
Утром пасмурно и мы долго сушили палатку. Пока она сохла успели легко позавтракать и выехали только через два часа.
Вот поэтому, когда есть возможность, мы стараемся устроиться в гостиницу - получается намного быстрей.
И сплю я гораздо спокойней.
Сразу поехали в музей и в который уже раз выясняется, что служители подобных заведений совершенно ничего не знают о местности в которой живут. Они делают экспозиции о крае вообще по материалам академиков-историков, но любой конкретный вопрос их ставит в тупик. Так и здесь И.Л. Мюллер, к сожалению, умер, а женщины в музее о местных дорогах ничего не знают и переадресовали нас в леспромхоз.
И, как всегда, нам помог случай, закупаясь продуктами в местном магазине, мы разговорились с местной жительницей, которая не только подтвердила наличие дороги на границе Пермской и Свердловской областей, но и подробно описала её.
Оказывается Чикман вымирает, но до него ещё есть довольно большая деревня Чаньва или как её называют местные Скопкартная и там, может быть, есть магазин. Мы сразу и выехали - дорога дальняя, да и неизвестно какого качества, а местность безлюдная, поэтому желательно доехать до Чикмана засветло. И, действительно, как только мы выехали за околицу асфальт закончился и надолго.

Всё точно по описанию и выезд из посёлка и дорога. Она очень широкая и двойная, правая половина гравийная, а левая бетонная, но не сплошняком, а как бы две бетонные колеи из плит.
http://foto.rambler.ru/photos/veloturizm/18/5/5.jpg
Всё хорошо, только иногда очень пыльно, когда проходит машина, но это очень редко. Примерно в 7 км от Яйвы первая развилка и, конечно, никаких указателей, пока мы размышляли куда нам - показалась машина, На ходу выясняем направление и едем направо. И только после этого замечаем, что налево нет бетонных плит и дорога менее накатана. Когда знаешь всё очень просто.
Вообще эти развилки на дорогах Урала постоянно являлись нашей головной болью, даже при наличии карты, а здесь мы едем наугад и даже не знаем сколько км до Чикмана, потому что автомобилисты (мы их называем машинистами, т.к. они на машинах ездят) очень путаются в показаниях.
Едем то по плитам, то по грейдеру, где в данный момент глаже.
http://foto.rambler.ru/photos/veloturizm/18/48/48.jpg
На плитах нас донимают стыки и иногда попадаются торчащие прутья арматуры - зазеваешься и кирдык или колесу или ноге. Некоторые плиты проломлены, тогда мы съезжаем на грейдер. На гравии тоже не сладко, там или торчащие бульники или довольно глубокие промоины, между ними приходиться лавировать и трясёт тоже прилично. И вверх и вниз постоянно от 180 до 340 метров.
Наконец доехали до Скопкартной (Чаньвы), это последний посёлок на Пермской земле, где можно купить еду. Про Чикман никто ничего определённого рассказать нам не смог, вроде там всё скупили геологи и алмазодобытчики, а магазина там вроде-бы нет. Поэтому я говорю Ксюше ещё раз: затоваривайся по максимуму (в Яйве она ещё не врубилась). Ну вот в магазине хлеба уже нет, хорошо ещё работает хлебопекарня. Успеваем купить там хлеба и в магазине ещё еды - дорога за Чикманом неизвестна и сколько ехать до жилья мы не знаем, надеемся, что не больше трёх суток. От Чаньвы до Чикмана недалеко.

Чикман бывшее ямское село на Бабиновской дороге, последний населённый пункт в Пермской области, переживает не лучшие времена. Магазина всё таки нет, из тех немногих домов, что ещё остались, многие скуплены геологами. За селом слышен громкий грохот каких-то механизмов - там добывают алмазы и золото.
Ставить палатку нам совершенно не хочется и мы пытаемся вписаться в какой-нибудь дом. И сразу попали на хорошего человека, зовут Олег, он геолог, окончил техникум, двадцать с небольшим годков, а уже начальник над кем-то. Эти кто-то ушли в тайгу и половина избы свободна. Мы устроились на диване в своих спальниках.
Олег имеет белорусские корни, но постоянно живёт в Перми, а здесь у него подружка Оля, всего в двадцати км. Недавно по этому случаю он в Березниках купил себе велик, складной с маленькими колёсами, но с пятью передачами. Ехал до Чикмана своим ходом и весь забил его грязью. С тех пор работает плохо, пришлось заняться наладкой. Дело оказалось не в грязи, а в магазинном браке - погнут т.н. петух (это куда переключатель крепится) и ещё совсем плохо работает задний тормоз. Петух я выправил с помощью обрезка трубы и переключатель сразу заработал нормально, а с тормозом пришлось повозиться. Ещё болталось заднее крыло и я, выправляя его крепление, погорячился и сломал свои китайские универсальные пассатижи - всё теперь мы едем без инструмента и нам ломаться нельзя :-)

Прокопались с ремонтом и разговорами до 23 часов, зато у Олега нашлись хорошие карты окрестностей, правда довольно старые, но если учесть, что дороге уже 400 лет... Срисовал, как мог, хоть какая-то ориентировка.
За постой Олег денег с нас не взял. Вечером он собрался к своей девушке в гости (она была в Чикмане) и я дала ему шоколадку для Оли.
В разговоре была затронута тема хищников, да здесь их полно, но волки летом сыты и угрозы не представляют, много медведей, которые делятся на пуганных и непуганных. Пуганные уходят от соприкосновения загодя, даже и не узнаешь об их присутствии, а вот непуганные (их ещё нестрелянные называют) весьма любопытны... Наибольшую опасность представляют медвежата, которые по глупости могут подойти совсем близко, а разбираться придётся потом с их мамой и мало не покажется. После таких разговоров медведи нам виделись в каждом пне или упавшем дереве на обочине. И ещё, как назло, все обочины малиной заросли.

Комментарии

  1. Аватар для Amata
    Обновлено 18.10.2016 в 19:30 Amata