Оренвело - Велотуризм в Оренбурге | Велосипед в Оренбурге
Будь на связи
Реклама
Голосование
Наши друзья
Главная » 2013 » Июль » 29 » Как я велосипед собирал
Как я велосипед собирал

Вот он, велосипед моей мечты!


Наконец-то мой чудо-велосипед сошёл со стапелей и практически готов колесить по просторам нашей области. Почти полтора года накопления денежных средств, теории и комплектующих и полтора месяца сборки не прошли даром - он чудовищно хорош!

По этому поводу я пишу, как обещал, отчёт о том, как собирал свой велосипед. Изначально он задумывался просто как мини отчёт. Но в итоге он сильно разросся из-за того, что мне уже пару лет задают примерно одинаковые вопросы про используемую мной планетарную втулку, на которые я хочу дать развёрнутые ответы.
По просьбам крутящихся я также постараюсь описать муки выбора комплектующих и подробно затрону технические подробности, касающиеся особо экзотичных из них.
В отчёте могут быть неточности, так как многое пишу чисто по памяти, ведь процесс создания этого велосипеда занял много времени.
И ещё одно: мне очень нравится мой новый велосипед, так что я не в состоянии его особо критиковать, зато дифирамбов будет – хоть отбавляй) Надеюсь, мне простят эту маленькую слабость. Но я постараюсь быть объективным, честно.

Часть первая. Планетарка.
Итак, начну я с предыстории о том, как приобрёл планетарную втулку. Будет многабукав, так что желающие могут пропустить эту часть, приняв наличие планетарки в новом велосипеде как факт. Но здесь будут освещены наиболее часто задаваемые мне вопросы, а также опыт личного пользования и выжимка из уймы инфы, перелопаченной мною за 4 года, так что я считаю эту часть отчёта весьма важной.

Всё началось с того, что я услышал про велосипедный вариатор NuVinci (тогда ещё совсем новинка). Заинтересовавшись и загуглив, я понял, что эта без сомнения интересная штуковина мне в любом случае не грозит. При этом я наткнулся на упоминание о планетарных втулках. Вновь заинтересовавшись и загуглив, я понял, что вот это уже действительно стоящая вещь. Изучение тематических ресурсов выявило следующие факты о планетарке (плюсы и минусы):

+ Мгновенное переключение скоростей с любой на любую.
+ Переключение скоростей во время остановки.
+ Переключение скоростей под нагрузкой.
+ Надёжность и практически полное отсутствие нужды в обслуживании. Есть достоверная информация о втулках, прошедших без обслуживания по 50 000 км.
- Большой вес: Shimano Nexus-8R31 (как у меня) весит 1794г, пресловутый Rohloff – 1847 г.
- Относительно небольшой диапазон передач (8R31 – 307 %, Rohloff – 526 %).
- Высокая цена. За трёхскоростную шиману просят около 1700 р., шимано-восьмёрка ~6000 р., Rohloff ~1000 EUR.
- Уж если всё-таки сломается, то фиг починишь.

Неоднозначный выбор. Большинство отказываются. Но первые 3 плюса просто поразили мой неокрепший мозг, а четвёртый плюс заставлял меня коситься на требующий замены разбитый задний переклюк и гнутый петух (неумелая езда "переклюком об бордюр" вкупе с неустойчивой подножкой сделали своё дело). Вес меня в то время вообще не волновал и до сих пор мало волнует. Небольшой диапазон я решил исправить, оставив на велосипеде систему. Высокая цена решалась повышенной стипендией и несколькими месяцами ожидания. Проблемы с починкой меня тревожили больше всего. Частично они покрывались теми фактами, что планетарные редукторы также используются в дифференциалах, задних колёсах троллейбусов, коробках передач у танков и во многих других требующих надёжности механизмах. Так что я решил приобрести себе такую втулку, а о поломке просто старался не думать.

На 14-скоростной ролофф (так читается по-русски "Rohloff") я сразу решил не заглядываться.


Знаменитый Rohloff. Хорошо видны 2 тросика - двойное переключение скоростей.


Мне хватит и втулки с меньшим количеством скоростей. После трещоточной трансмиссии 3x7 со всего 9-ю реально используемыми скоростями мне и 8 будет неплохо. Основные производители доступных народу планеатрок – Shimano и SRAM. Втулки от SRAM ничем не хуже шимановских, но в России они исторически малораспространены, не считая древних легендарных двухскоростных Torpedo от SACHS (теперь SRAM), которые ещё можно встретить на старых велах. Поэтому я рассматриваю только шимановские втулки. У шиманы планетарные втулки делятся на 2 уровня – Nexus (позиционируются для прогулочного, туристического или ситибайка) и Alfine (читается "альфинэ", уровень покруче и с закосом на агрессивное катание). На практике же альфинка отличается от нексуса меньшим весом, игольчатыми подшипниками, обгонной муфтой вместо трещотки и возможностью ставить диск. Дисковые тормоза на мою тогдашнюю раму не ставились, вибряки меня тогда ещё вполне устраивали, а остальные преимущества альфины мне казались ничтожными на фоне резко возраставшей по сравнению с нексусом цены (не забываем, что я тогда был всего лишь студентом, копившим деньги со стипендии).


Альфинэ-восьмёрка


Восьмёрка-нексус в свою очередь представлена втулками 8R31, 8R32 и 8R36. 8R36 (она же Nexus Premium, с красной полосой) – абсолютно та же самая альфинка, только под роллер и на сколько-то там грамм тяжелее из-за другой формы корпуса. Появление бренда Alfine вообще больше маркетинговый ход. Проблема 8R36 в том, что по цене она мало отличается от альфинки (хотя сейчас это уже не так актуально).


Nexus Premium


Так что мне осталось выбирать между 31-ой и 32-ой, которые практически ничем не отличаются, разве что 32-ая реже встречается.


Nexus 8R31


Есть ещё нексусы с индексом "C" – с ножным тормозом, но они меня не интересовали. Вообще буквенный индекс в номенклатуре планетарок и динамовтулок указывает на совместимость с тормозами: R – роллер, D – диск, C – ножной, N – никакой (только вибряки). Ещё в конце могут быть буквы VS (от "V-brake-safe") – это значит, что в комплекте со втулкой идёт пыльник, закрывающий гнездо роллера. Если вы собираетесь использовать вибряки, то нужна именно такая втулка, либо докупать пыльник отдельно.

Между делом выяснилось, что планетарная втулка подразумевает синглспидную схему трансмиссии. Многим это очень импонирует – отказ от переклюка, кассеты и системы значительно снижает вес велосипеда, частично компенсируя соответствующий порок планетарки. Отсутствующий переклюк не забьётся травой, грязью, снегом, не обмёрзнет при околонулевых температурах, им не ударишься об бордюр или бревно. Цепь лежит без перекосов и поэтому служит долго, а если поставить широкую дорожную цепь, то она станет почти вечной, как на старых советских велосипедах. Одиночные звёзды имеют более крупные зубья, чем кассеты, а потому у них очень высокий ресурс – 10 тыс. км для них не проблема. При этом стоят они копейки - 50 – 150 руб. за звезду. Такая трансмиссия проста в обслуживании и придаёт велосипеду лаконичный вид. А возможность выкинуть одну манетку оставляет больше свободного места на руле.

Но рама с вертикальными дропами (а у меня была такая) не позволяет натягивать цепь, да и я ведь хотел оставить систему, поэтому нужен был натяжитель цепи. Они бывают однороликовые и двухроликовые. Первые – ролик на подпружиненной лапке, крепящейся к петуху - просто выполняют свою работу, натягивая цепь без перекоса. Вторые практически не отличаются от обычного заднего дерайлера – 2 ролика на V-образной подпружиненной лапке – позволяют натягивать цепь с перекосом и использовать систему. Вообще-то большинство планетарщиков считают использование натяжителей чистой воды порнухой, и я сейчас придерживаюсь того же мнения. Но тогда у меня особого выбора не было.

В зависимости от формы дропов планетарной втулке требуются различные стопорные шайбы, которые надеваются на ось втулки и не дают ей провернуться:



Просто затянуть втулку болтами не получится – так как крутящий момент преобразуется в основном в самой втулке, то он легко может провернуть ось вместе со втулкой. Особенно если втулка снабжена какими-либо тормозами. Задача шайб также и в том, чтобы направить кронштейн, через который подводится тросик переключения, вдоль пера. Шайбы продаются парами, для разных дропов они различаются номером, внутри пары - цветом:



5R/L – для косых (20°) дропов;
6R/L – для горизонтальных дропов;
7R/L – для косых (38°) дропов;
8R/L – для вертикальных дропов.

Подробная схема для разных дропов.

Иногда, в зависимости от рамы, можно использовать и не соответствующие ей шайбы. Например пятые шайбы можно вкорячить и на горизонтальные дропы. Также шайбы из одной пары можно поменять местами (левую – направо и наоборот), чтобы пустить тросик по верхнему перу.

Также стоит отметить, что стандартные манетки не подходят для планетарок – шаг тросика другой. Поэтому нужно покупать фирменные манетки. Только достать их сложнее обычных, и выбор невелик. Есть модели, позволяющие переключать по нескольку передач за раз, они позволяют более полно использовать достоинства планетарки. Но полностью втулка себя раскрывает только с ревошифтером (тоже фирменным, естественно), ведь он позволяет одним движением переключить любое количество передач, хоть с высшей на нижнюю. Хоть, мне и не нравится ревошифт, я решил брать его.

Тут, кстати, у планетарок обнаруживается ещё 1 минус – слишком маленький выбор комплектующих, всего 2 крупных прозводителя и 1 "элитный". Причём товары разных производителей между собой плохо или совсем не совместимы Всё это делает пользователя зависимым от конкретного производителя и его маркетинговой политики, что не есть гут.

Зимой 2010-го я решился на покупку. Пока копилась денюжка, я выбирал товар и магазин. Поиск в городе, конечно же, ни к чему не привёл. Единственная найденная в "Пантере" шимано-трёшка, да ещё и с неполным комплектом, стоила что-то около 5000 р. Цена полному комплкету трёшки в интернетах в то время была 1500 – 2000 р. Так что я стал подыскивать интернет-магазин. Выбор пал на магазин-мастерскую Velobig.ru. Это название вы услышите на любом форуме планетарщиков. В то время это был единственный магазин, специализирующийся на планетарных втулках, динамовтулках и роллерных тормозам. Также там можно найти огромное количество нужной информации по всей этой экзотике. Несколько завышенная цена компенсируется гарантией и предпродажной подготовкой – никакого брака, перетянутых "искаропки" конусов, несмазанных собачек и прочего нехорошего. Кстати, во многом именно благодаря Велобигу у нас наиболее распространены шимановские планетарки – другими там и не банчат. В то время в остальных отечественных магазинах цены были немногим ниже, а выбора и гарантий – почти никаких. Зарубежные магазины в то время мне казались чем-то недостижимым.
В Велобиге я оформил заказ на комплект втулки Shimano Nexus Inter-8R31-VS. В комплект входила сама втулка, ревошифтер с тросиком, пыльник, закрывающий гнездо для роллера, и ведомая звезда 22T. Также я заказал там же шайбы 8R/L и тормозную ручку (у меня были комбоманетки) и двухроликовый натяжитель. Вместе с доставкой мне это обошлось в 6 – 6,5 тыс. (точно уже не помню).

Оплатив заказ переводом через банк, я стал ждать посылку. В качестве доставки я выбрал Почту России. Сейчас сам ужасаюсь своей глупости, но тогда мне, молодому и наивному, это казалось нормальным. В общем, ждал я долго, пока, наконец, не пришло время забрать с почты увесистую коробку. Когда я её открыл, то моей радости не было предела – аж 2 минуты. Потом я заметил, что нету в коробке тормозной ручки. Отписавшись об этом на велобиг, получил извинение, а вскоре и сообщение, что забытую ручку выслали. Пришлось долго ждать ещё раз. Это время я использовал для того, что бы вкорячить втулку в моё старое колесо. Знакомый сказал, что знает мастера, который сделает хорошо и недорого. Отдав колесо и втулку этому знакомому, через 2 недели я забрал готовое колесо из тогда ещё Велотехники, заплатив стандартные 350 рублей. Колесо было очень увесистым – до дома его тащить я замучался. Долгий срок сборки объясняется тем, что планетарка значительно крупнее обычных втулок, и для неё нужны совсем нестандартные спицы, которые в городе не достанешь. И всё равно спицы были не идеально подходящими (не натянуты, как следует), а колесо было заспицовано не совсем обычным способом. Но тем не менее, оно до сих пор ходит – уже в третьем по счёту велосипеде.

К апрелю 2010-го у меня был полный комплект, и я начал сборку. Ничего сложного в этом нет, а с велобига можно скачать подробные русскоязычные инструкции с картинками. Сняв старые грипсы и манетку, поставил новую ручку и ревошифт. Тросики протянул через старые рубашки. Надел на втулку звезду. Звёзды, кстати, имеют тарелкообразную форму. Эту "тарелку" можно ставить дном к втулке или наоборот, в зависимости от этого меняется чейнлайн. Мне подошло ко втулке краями "тарелки". Потом поставил колесо в раму. Моя втулка имеет вполне стандартное OLD 132 мм (а вообще у шиманок варьируется от 127 до 136 мм), так что гнуть перья не пришлось. Стопорные шайбы имеют некоторый люфт и при затяжке могут проворачиваться. Важно следить, чтобы кронштейн тросика не упирался в перья и не стоял с перекосом. Дело в том, что, переключая передачу вверх, ты тянешь тросик рукой, а когда вниз – его тянет не шибко мощная пружинка во втулке. Поэтому при перекосе кронштейна тросик может заедать. Чтобы оставался зазор между кронштейном и пером, во время затяжки гаек можно между ними что-нибудь подложить. Но у меня никогда таких проблем не было – зазор оставался в любом случае. В целом колесо ставится и снимается ничуть не сложнее и не дольше, чем с обычной втулкой. После установки колеса отмерил длину тросика, отрезал и отметил место, где будет специальная бобышка. Она крепится гаечкой на тросик и цепляется за серьгу на втулке. Гайку нужно хорошенько затянуть, что бы по тросику не двигалась, что одному оказалось не так легко. Пришлось зажать бобышку в тисочки и хорошенько затянуть гайку ключом. После этого её можно уже никогда не трогать. Вместо утерянного колпачка на тросик я использовал капельку клея "Момент" (в дальнейшем всегда так делал – просто, надёжно, всегда доступно и при необходимости легко счищается). Затем вместо переклюка поставил натяжитель. Старая цепь встала, как влитая – не пришлось ни укорачивать, ни наращивать. Проведя тросик через кронштейн и зацепив за серьгу, я закончил установку. На всё у меня ушло меньше часа, мне понадобились шестигранник, кусачки, разводной ключик и ключ на 15.

Затем нужно настроить втулку. Для этого на втулке есть 2 жёлтые метки, которые смещаются при вращении регулировочной гайке на тросике возле шифтера – их нужно совместить на четвёртой передаче.


Справа от звезды видны жёлтые настроечные метки


Это отняло меньше минуты. Всё! Зацепив тормоза, поехал кататься – тестировать втулку.

Резко потяжелевший задок сразу дал о себе знать, а особенно это заметно на тропинках в лесу, но к этому быстро привыкаешь. Спортсмены плюются, ну да ладно. Накат хуже не стал точно, и даже как будто улучшился. Мифический плохой накат планетарок – чушь, проблема вопящих о нём – в перетянутых конусах. То же относится и мифическому низкому КПД. Давайте немного посчитаем. По учебнику КПД планетарной передачи – 96 %. Большинство планетарок имеют 2 последовательных каскада – редуктор и мультипликатор, т. е. КПД такой втулки ~92 %. Скинем для ровного счёта ещё пару процентов на то, что во втулке есть вращающиеся вхолостую детали и собачки – получим ~90 %. Вы всерьёз думаете, что перекошенная цепь, натянутая на 2 лишних ролика, имеет больший КПД?

Но самый кайф конечно же – в переключении скоростей. Они переключаются мягко, бесшумно и мгновенно. Да ещё можно по несколько сразу. Это позволяет проезжать техничные участки, не изменяя каденс и не снижая скорости. А как вам такое – летишь на высшей передаче, с разгону въезжаешь до середины горки, там мгновенно скидываешь на первую-вторую передачу и спокойно докручиваешь до вершины. Порадовало и переключение стоя: подъехал к светофору на 8-ой передаче, остановился, переключился на четвёртую. Загорелся зелёный – спокойно стартуешь без ломки коленей, обгоняя автомобили.

Втулка может переключаться под нагрузкой. Но тут есть одно "но". Вверх она переключится без проблем. Вниз она тоже переключится, возможно с некоторым ударом или затупом – переключающая собачка не успела спрятаться под одной шестерней мультпликаатора, но уже вылезла под другой, из-за чего она на момент закусывается. Втулка такое выдержит, но через 5 тыс. км (по оценкам пострадавших) скажет "хрусь". Чтобы такого не было, нужно в момент переключения передачи вниз снимать нагрузку со втулки. Я, например, просто на мгновение прекращаю вращать педали. Это действие доведено до автоматизма, как выстёгивание у опытных контактеров, и совершено не мешает движению.

Работает втулка не бесшумно – на некоторых передачах в ней "тикают" собачки. Это совершенно нормально, хотя поначалу напрягало. В принципе, от тиканья можно избавиться, часто и особым образом смазывая собачки. Но лучше забить и катать. Моя втулка к тому же снабжена трещоткой, а не обгонной муфтой (ибо самая дешёвая из восьмёрок), поэтому трещит ещё и на холостом ходу.

В моих любимых говнах втулка себя показала отлично. Ничего не забивается, грязь ей вообще пофигу. Тряпочкой только потом протереть – что б полегче была. Лужи и брызги ей тоже нипочём. Я на этой втулке успел проехать около 4k км (суммарно на 2 разных велосипедах), несколько раз попадал под ливни с потоками воды "по втулки". За это время фирменная белая консистентная смазка под пыльником даже не потемнела (а вообще от воды она превращается в бурое гамно и становится непригодной). В общем, для неэкстремального туризма самое то.

А вот окунать в воду "с головой" мою втулку нельзя - она всё-таки не герметична. После этого втулку придётся как можно быстрее разобрать и пересмазать. Впрочем, после купания любую втулку желательно бы перебрать. В качестве смазки можно использовать синие сопли или даже чуть разбавленный керосином литол. На тематических форумах люди пишут, что её можно сделать более-менее герметичной, смазав места сопряжений корпуса и драйвера водостойкой консистенткой. Кстати, зимой она тоже очень хороша - как и грязь, снег ей нипочём. Правда, при температуре -20 и ниже начинает немного тупить переключение из-за загустения смазки, но всё равно переключается лучше классических систем.

За всё время использования работа втулки не вызывала у меня никаких нареканий и совершенно не потратила моего времени на своё обслуживание. Единственное, что мне приходилось с ней делать – немножко поднастраивать переключение скоростей после первых выкатов, пока растягивался новый тросик переключателя. На новом велосипеде, возможно, придётся производить небольшую регулировку после каждого снятия колеса – в горизонтальные дропы не попадёшь точь в точь в старое положение. С другой стороны, моя втулка не успела пройти ещё даже 5 тыс. км (по меркам планетарок у неё всё ещё идёт прикатка), так что рано всерьёз говорить о её надёжности/ненадёжности.

Что касается диапазона планетарки – то тут я попал впросак в хорошем смысле. Как оказалось, её 307 % за глаза хватает для нашей равнинной местности. В итоге я использовал только максимальную звезду системы (42T). Вместе с задней звездой в 22T она давала очень богатые низы – я легко заезжал на Гребени, месил говны, рыл песок. А вот верхов мне не хватало – на трассе, дико вращая ногами и глазами, я еле-еле разгонялся до 36 км/ч. К тому же выяснилось, что для моей втулки рекомендованное шиманой соотношение звёзд (ведущей к ведомой) – 2,1. Вполне нормальым считается соотношение 2 – 2,2. Снижение этого соотношения чревато всё тем же "хрусь", если только вы не легковес (тут мне повезло с моим бараньим весом). Хотя если соотношение выше 2,2, то это вредно в первую очередь для ваших коленей, втулке это не вредит. Так или иначе, мне понадобилась задняя звезда поменьше. Вот только в городе их не найдёшь, а платить за доставку товара больше, чем за сам копеечный товар – глупо. Я пытался использовать звёзды от дорожных велосипедов советского типа, но не вышло – посадочное отверстие у них 36 мм в диаметре, а у втулки – 35 мм. Из-за этого получается люфт. Хотя люди на форумах говорят, что можно и так кататься, только звёзды быстро выходят из строя – у них шлицы слизываются. А ещё говорят, что отличные звёзды можно сделать из кассет, сточив лишние шлицы напильником. Но я так и не успел заменить звезду – рама у велосипеда лопнула.

Но за время пользования планетарной втулкой я понял точно – на классическую кассетную систему я уже не вернусь, если только не увлекусь велоспортом. Показательна фраза, которой закончился многолетний срач между планетарководами и их противниками на одном из форумов: "Пока вы [противники] с пеной у рта тычете в недостатки планетарок, мы на них вовсю катаемся и получаем кайф". Мнение о том, что планетарка – удел ситибайков и прогулочных велосипедов – неверно, и я в этом сам убедился.

Могу дать несколько советов людям, которые хотят попробовать планетарную втулку. Сейчас в продаже есть немало готовых велосипедов с планетарками. В основном это различные ситибайки и туринги, но есть и исключения. Но всё-таки не всегда можно найти то, что хочется, поэтому приходится собирать вел самому. Сразу прицеливайтесь на раму с горизонтальными или косыми дропами: планетарка с натяжителем – это всё-таки извращение. Например, "тролль" или "обезьяна" от Surly будут отличным выбором. Но главное – выбрать саму втулку. Я бы по возможности брал сразу Rohloff, он обеспечит любые ваши потребности, годен для спорта, а равномерные разрывы между передачами порадовали бы даже шоссейников. В противном случае он будет всегда маячить перед вами далёкою мечтою. Я, например, рано или поздно разорюсь на него, если только не придумают что-нибудь получше. Но если финансы не позволяют, то и другие втулки будут хорошим выбором. Относительно недавно появилась 11-скоростная альфина.


Alfine-11


Она очень хороша – отличный диапазон передач, новый, ещё более совершенный механизм переключения, жидкое масло вместо консистентной смазки, заявлена герметичность и возможность купания. Но цена пока высоковата, да и на форумах пишут, что герметичности нет, по надёжности втулка уступает восьмёркам. Если выбирать из восьмёрок, то нужно сразу определиться с тормозом. Если диск, то только альфинэ. В противном случае нужно брать Nexus 8R36 – стоит дешевле, в остальном то же самое. В этом случае имеет смысл обратить внимание на роллерные тормоза – мощные, надёжные, не требуют обслуживания, ставятся на любую раму. Гидре уступают лишь весом и чуть худшей модуляцией (но лучше вибряков). Если вы не гонщик – отличный выбор. Мне нравятся. Возвращаясь к втулкам, можно поглядеть и на 8R31-8R32. Они потяжелее и пошумнее, чем 36-ая, но в остальном так же хороши. На семискоростные вообще смотреть не стоит – устаревшие и ненадёжные. За 4-5-скоростную экзотику ничего сказать не могу – даже по планетарным меркам экзотика. А вот трёшка – отличная втулка. Самая надёжная и неубиваемая, она отлично подойдёт для ситибайка или байка для комьютинга. Также она может пригодиться тем, кто хочет навесить на велосипед движок – она легко выдержит нагрузки от движка, а больше скоростей там и не нужно. Ещё есть трёшки Shimano Intego с орехом под кассету. Мне такое не совсем понятно, но есть и ценители.
Ещё один интересный аспект – прямая передача. Например у восьмёрок она пятая. На прямой передаче наивысший КПД. Заморачиваться по этому поводу не стоит, но всё-таки приятно, когда твоя любимая передача прямая. Трёшки, особенно срамовские, бывают с разным расположением прямой передачи – есть простор для выбора.

Купить планетарные втулки сейчас можно практически в любом интернет-магазине – выбирайте, где дешевле и удобнее. Хотя на баянных CRC и BK на удивление небогатый выбор – в отечественных магазинах он обычно заметно шире. В этом плане хороши SportResort.ru и ArcadaSport.ru, хотя можно найти дешевле. На E-Bay можно вообще найти всё что угодно за недорого (КО). На тематических форумах часто слышу про taobao – многие хвалят. А вот расхваленный мной velobig.ru в настоящее время рекомендовать не могу – цена не всегда адекватна. Хотя иногда она неадекватна в хорошем смысле – бывает даже ниже зарубежных магазинов, так что заглянуть туда однозначно нужно.

Кстати, бывают также и кареточные планетарки – Schlumpf и Hammershmidt, но это уже совсем другая история.

Часть вторая. Iron Horse.
Итак, осенью 2011 года лопнула рама моего старого велосипеда. В качестве временной замены я добыл STELS Challenger и поставил на него всё ту же планетарку. Но особого желания катать на этом кадавре у меня не возникало – за примерно полтора года я накатал на нём не более 500 км. Задумка собрать новый велосипед чисто под себя зародилась ещё зимой 2011-2012 года. Конечно, я рассматривал и готовые решения, но мне ничего не приглянулось. Требования к новому велосипеду были таковы:

1. Надёжность и неприхотливость.
2. Планетарка.
3. Трейловая или близкая к ней рама.
4. Косые или горизонтальные дропы.
5. На раме должен быть петух.
6. Динамовтулка.
7. Роллерные тормоза.

Кратко поясню по пунктам.

Пункт 1 для всех естественен. Для меня он особо важен тем, что даже на "покататься" у меня времени очень мало, а на нормальное техобслуживание его вообще почти не остаётся.

Пункт 2. Только так! В первой части про это подробно написано, к тому же он сильно коррелирует с пунктом 1. Тем более, что у меня она уже есть.

Пункт 3. Все рамы, на которых я сидел, и которые мне показались очень удобными, были трейловыми. К тому же мой стиль катания ближе всего к трейлу.

Пункт 4. Цепная часть трансмиссии должна быть простой и без всяких натяжителей (см. первую часть).

Пункт 5. Есть планы в будущем покататься в более гористой местности (в Башкирии, например), где диапазона моей втулки будет маловато. Для этих целей есть задумка со временем приобрести дабл-систему (без переднего дерайлера, перекидка руками), которая будет работать в паре с натяжителем в горах.

Пункт 6. Катаюсь в сумерках и темноте я часто. А ещё я часто забываю зарядить запасные аккумуляторы. Так что пусть электричество будет всегда с собой.

Пункт 7. Я совсем не против дисковых тормозов, но на мою планетарку их не нацепишь. А роллеры по заявленным характеристикам и отзывам меня вполне устраивают, особенно в связи с пунктом 1. Да и вообще, почему бы и нет? Интересная штука же!

С зимы 2012 г. я начал копить деньги. Денег накопить я планировал 50 тыс. р. Потратить на велосипед больше я пока не готов, а если велосипед выйдет дешевле – так всегда найдётся, куда можно вложить остатки. Пока накапливались капиталы, я стал подбирать комплектующие. К февралю у меня уже был готовый список, который практически не отличался от того, что получилось в итоге. А получилось следующее:

- рама: Kinesis Decade Virsa II – ~14500 р.;
- вилка: Magura Menja (100 mm) – 10127. р.;
- система: Shimano Zee M640 36T 170 mm – 4850 р. вместе с покрышками;
- рулевая: Cane Creek 1 1/8"– ~890 р.;
- задняя втулка: Shimano Nexus 8R31 (моя старая) – 0 руб.;
- запчасти для планетарки (с шайбами 6R/L) – 200 р.;
- комплект ведомых звёзд (16 – 21T, кроме 17T ) – 470 р.;
- передняя втулка: Shimano DH-3R35 – 1500 р.;
- задний тормоз: Shimano Nexus BR-IM81 – 1390 р.;
- передний тормоз: Shimano Nexus BR-IM86 – 1990 р.;
- гайки и хомут для роллеров – 250 р.;
- левая тормозная ручка: Shimano Nexus BL-IM65 – 590 р.;
- обода: Sun Ringle Rhyno Lite XL – 2700 р. за пару;
- покрышки: Continental Race King Folding 26x2,2 – см. систему;
- руль: Cycledesign 710 (31,8, Riser) - ~1100 р.;
- вынос: Tioga Al-Nine (100 mm) - ~950 р.;
- подседел: Venzo 27,2 x 300 mm – ~450 р.;
- цепь, седло, камеры, флипперы: мои старые – 0 р.;
- фирменная смазка для планетарки (100 г) – 520 р.;
- смазка для роллеров (100 г.) – 510 р.;
- фара: хэндмейд – 3000 р.

Таким образом за всё вышло ~45987 р. В капитал уложился, ещё и на сборку хватит.

В качестве идеальной рамы я нацеливался на Troll или Monkey от Surly. Но вот как их беспроблемно заполучить, я не нашёл. На чайнике или БК подходящих мне рам практически не было, а что были – дорогие. Моя хромолевая Virsa II с чайника – единственное, что мне приглянулось.


Моя рама


Spel охарактеризовал её так: "Стоит как КамАЗ героина и весит столько же". Но тем не менее мне она подходила и по геометрии, высчитанной по калькуляторам, и по пунктам 4-5 за счёт свопаутов – сменных дропов, горизонтальные и вертикальные в комплекте. Поначалу меня пугало то, что свопауты могут оказаться недостаточно прочными, но, погуглив по форумам, понял, что всё нормально. Да и не столь он тяжёлая для стальной рамы – 2100 г в моей ростовке. Её я заказал через ISV. С рамой в коробке пришёл пузырёк с фирменной краской (весьма кстати для стальной рамы), но вот со свопами вышла накладочка – их в коробке не было. Отписал об этом Сергею, тот отписал на CRC – те извинились и выслали свопы. Но забыли болтики для них. Пришлось повторить переписку. Но в итоге у меня на руках всё-таки появился полный комплект.

С вилкой было больше всего непоняток. Сначала я собирался брать Rock Shox Recon Gold или Manitou Minute, но Spel дал ссылку на Ребу практически за ту же цену. Но когда уже собирался оформить заказ, DV предложить взять с bike24.com Магуру по вкусной цене (жаль, что без фирменного насоса). Грех было отказываться, тем более, что вилка шикарная. Осталось определиться с ходом вилки. Рама рассчитана на 100 – 130 мм. По своим ощущениям я решил, что 100 мне достаточно, но не был уверен. Потом нашёл отзыв по раме, что со 120 мм она не очень (были претензии на угол рулевой и низко проседающую каретку), а 100 мм – в самый раз. Так я утвердился в своём первоначальном решении. Вилку (а также систему, покрышки и обода) заказывал с помощью DV.


Красавица!


При выборе системы я сначала колебался между Shimano Alfine (система из одной серии с планетарками) и Zee, но в итоге остановился на последней – лёгкой и надёжной системе стандарта Hollowtech 2. Заказывал с БК вместе с покрышками.
Рулевую, как и палки, взял в городе – особо в них не разбираюсь, просто пошёл и взял в ПрофиСпорте средненькую рулевую на промах, там же взял подседел. Остальные палки брал в Триале.

Экзотику – динамку, роллеры и приблуды к ним – взял в ArcadaSport.ru. Изначально собирался брать в СпортРесорте, но там на тот момент не было искомого заднего тормоза. Цены в этих двух магазин практически одинаковые. Магазин мне понравился – заказ приняли и собрали быстро, сами позвонили и проконсультировали по поводу оплаты и доставки.

Сердце моего велосипеда – планетарная втулка. Моя 8R31 меня вполне устраивает, поэтому я ничего менять не стал. Только пришлось купить комплект запчастей к ней вместе с шайбами 6R/L для горизонтальных дропов – отдельно таких шайб в магазине не продавали.

Динамовтулку взял 3-ваттную (есть ещё 2,4 W), так как в будущем собираюсь запитать от неё не только фару, но и задний габарит, а также сделать зарядку для телефона/навигатора.

Роллеры взял самые мощные – 8-ой серии с охлаждающими дисками 180 мм (чем мощнее роллер, тем больше диски). Если кому интересно – то брать роллеры нужно не менее чем 7-ой серии – младшие годны лишь для прогулочного катания. 7 и 8 серии по своей работе не отличаются, но у более современной 8-ой лучше сделаны крепления и механизм.

Также заказал левую тормозную ручку Nexus – аналогичную мой старой правой, заказанной ещё с велобига. Отличительная особенность этих ручек – они имеют 2 крепления для тросиков – под вибряки и кантилеверы/роллеры.

Ещё с аркады заказал 2 тюбика смазки – для планетарки и роллеров. По полтыщи за 100 г – дороговато, но обычно хватает их на всю жизнь. Вообще-то для планетарки смазку взял зря – она легко заменяется подручными средствами, а вот специфической смазке для роллеров на форумах пока замены не нашлось.

Фару я собирался заказать фирменную в велбиге, но всё оказалось проще – её купил работающий в Москве друг и привёз мне во время майских каникул.


Фирменная велобиговская фара


Раньше с такой фарой можно было приобрести ещё и зарядку для гаджетов. Эта фундервафля пристёгивалась прямо к фаре и имела стандартный USB-разъём. Увы, сейчас их больше не выпускают.

Покрышки и обода я выбрал по советам Mneznakomca. Вот только с ободами вышла проблема – нигде не мог найти такие под 36 дырок. Они если и появлялись на чайнике, то тут же исчезали. Но к весне всё устаканилось, и в мае я их наконец-то заполучил. На этом сбор компонентов окончился.

Потом я связался с Михаилом (Shumaxir) и договорился о сборке велосипеда. Поймать его в мастерской было нелегко, но как то поздним майским вечером я всё-таки выгрузил все запчасти и старое колесо с планетаркой у него в мастерской. Миша очень обрадовался вилке – уж очень он любит магуру (и я теперь тоже). А вот когда он открыл коробку с экзотикой, на его лице явственно читалось "чо за хрень?!". Мы немного поболтали, я пообещал скинуть ему русскоязычные мануалы по всей этой шляпе и засобирался домой. Михаил выставил предварительный срок работы в 2 недели. По окончании этого срока он справедливо попросил ещё неделю, а в конце третьей недели угодил в больницу, откуда вышел только в начале июля.

Выйдя из больницы, он приступил к с сборке колёс и тут же наткнулся на проблему – не нашлось подходящих спиц. Распространённые в городе длины спиц не позволяли заспицевать колёса ни одним из известных способов, втулки-то имеют нестандартные размеры. На брошенный клич о помощи откликнулось множество людей – Мише принесли кучу колёс на разборку, но подходящих спиц так и не нашлось. Но по чистой случайности какой-то парень сдал на починку колесо и принёс не те спицы – а вот в моё переднее колесо они вписались отлично. Заднее колесо пока остаётся со старым ободом.

В воскресенье 14-го июля я отправился к Михаилу в мастерскую с ножовкой – пилить шток вилки. Зайдя в мастерскую, я увидел на станке свою раму с уже установленной системой и запрессованной рулевой. Тогда Миша сказал, что ему начинает нравиться то, что он видит (ну мне-то всегда нравилось). Мы одели роллер на заднюю втулку и поставили заднее колесо на место.


Задний роллер. Виден не прикрученный пока хомут крепления роллера к раме


Кстати, тогда-то я и увидал не испортившуюся от воды родную белую смазку под снятым пыльником, а значит моя втулка герметичнее, чем я думал. Задний дополнительно крепится к раме хомутом, как у ножных тормозов. Затем стали примерять вилку и вдруг отчего-то затупили – нам показалось, что вилка и рулевая не дружат друг с другом. В общем, в тот день мы ничего толком не сделали.

21-го июля, в следующие выходные, я снова пришёл с ножовкой в мастерскую. В этот день мы собирались закончить работу, поэтому я сразу взял с собой экипировку. Собрав немного саморазобравшийся во время транспортировки передний роллер (та ещё головоломка, "хитрые японсы" постарались на славу), воткнули его в переднее колесо и взялись за вилку. На этот раз отмерили и отпилили её без всяких затупов, попутно породив фразы "мужики, 13 тыщ пилим" и "налетай мужики, 4 тыщи упало [отвалился отпиленный кусок штока]". Воткнули вилку, поставили переднее колесо, зацепили тормоз за вилку (на крепление IS). Михаил тихонечко признался велосипеду в любви.


Переднее колесо с динамовтулкой и роллером


Между делом проверили фару. Даже при лёгком вращении колеса она выдаёт очень яркий свет. При этом особого сопротивления вращению колеса не создаётся.

Затем пришло время протягивать тросики. Тормозные тросы крепятся к роллерам по такому же принципу, что и тросик планетарки – закреплённая на тросике бобышка зацепляется за серьгу на тормозе. Без проблем подключили передний тормоз, затем протянули тросик переключения скоростей к планетарке. Рубашки мы решили не резать и просто притянули их фиксаторами-стяжками к креплениям гидролинии. Небольшая оказия вышла с тросиком заднего тормоза – не нашлось материала. Пришлось просить приятеля подвести нам нехватающие компоненты. Но, порывшись в мастерской получше, мы нашли вполне годный тросик и понтовую белую рубашку. Её мы решили порезать, чтобы было по фен-шую, а ещё потому, что кончились фиксаторы.

Тут выяснилось, что тормозные ручки с тросиком в положении "роллер" имеют рабочий ход почти до самых грипс. Так как мы с Мишей любим короткий ход ручек, то попробовали переставить тросик в положение "вибряк". Получилось в самый раз, так что специальные ручки под роллер покупать не обязательно.

Настройка скоростей и тормозов отняла минимум времени, и, надев цепь, Миша снял велосипед со станка.


Трансмиссия. Ведущая часть...



...и ведомая часть


Водрузив на место седло и проверив работу вилки, мы осмотрели результат своего труда: стильный чёрный велосипед с поджарой рамой, шикарной вилкой, широким рулём, лаконичной трансмиссией, мощными втулками и экстравагантными тормозами. Миша произнёс: "Он прекрасен!", - и покатил его на улицу – тестировать.


Первый выкат



Со всех ракурсов


"Право первой ночи" Миша мне не уступил, мотивируя это тем, что он – мастер и должен убедиться в работоспособности своего изделия. В итоге мы с подъехавшим приятелем добрых полчаса наблюдали, как этот коварный тип гражданской наружности, восторженно улюлюкая, вытворяет на велосипеде непотребное – козлит, прыгает, съезжает с лестниц и т. п.

Затем прокатился и я. Сложно передать эти чувства, когда ты после почти полутора лет просиживания штанов садишься на велосипед своей мечты – свой собственный! Это окрыляющее чувство полёта – по сравнению с моими старыми велосипедами новый буквально летит. Лёгкий ход, отличный накат, прекрасная работа вилки (она по-настоящему живая), чёткое переключение передач, цепкие тормоза. Всё супер, я в восторге! Вес навскидку 15 – 16 кг (кто бы весы одолжил). Тяжеловат для кантрийника, но мне пофигу.

Дали прокатиться и приятелю, который оценил вел по достоинству. Особенно ему понравилась работа вилки и планетарки, хотя и к тормозам он проявил интерес.

Потом мы с Михаилом доехали до Сити-Плазы, где я снял деньги и расплатился с мастером. Мне это обошлось в 3350 р. Я считаю, это справедливая цена за работу, включающую изучение непонятных компонентов, торцовку стакана, геморройную сборку колёс, тросики и рубашки за счёт заведения и прочее.

Попрощавшись с Мишей, я поехал домой. Сначала хотел поехать через город, но в итоге поехал по объездной, где съезжал на грунтовку. Поведение вела как на асфальте, так и на грунтовке мне понравилось. Также за почти прошедшую неделю успел сделать ещё несколько покатушек по городу, в том числе и ночных. Работа компонентов ничего иного, кроме кайфа, не вызвала. И хотя никогда не заморачивался по поводу внешнего вида велосипеда, было приятно ловить на нём удивлённые взгляды велосипедистов и прохожих.

Порадовала фара – отличная яркость и дальнойбойность, приятная глазу боковая засветка. На малых оборотах колеса есть эффект стробоскопа, но в движении он не заметен. Поначалу я думал, что будет мешать гаснущий во время остановок свет, но никакого напряга не ощутил. Даже наоборот, какой-то велосипедист, которого я догнал на светофоре похвалил: "О, у тебя фара на остановках автоматически тушится? Что б батарейки зазря не садились? Круто!".

В ближайшее Михаил обещал решить проблему со спицами и, наконец, заменить задний обод на новый. Ещё нужно приобрести задний габарит и подседельную сумку для полного фэн-шуя. В планах на будущее – сколхозить прочный легкосъёмный багажник для ПВД и сделать продвинутое электрооборудование с полным питанием от динамовтулки и зарядкой для гаджетов в пути.

На этом моя статья подошла к концу. Надеюсь, читателю она была интересной, а может быть даже и полезной. До скорых встреч на дороге!
Категория: Велостатьи | Добавил: UncleSam (29.07.2013)
Просмотров: 20229 | Комментарии: 13
Всего комментариев: 13
1
UncleSamРазмер фоток не сильно напрягает?
2
MneznakomecОтчёт одобрил, но фотки уменьшай - разъехалась разметка. Смотри примеры других отчётов.
4
UncleSamФото поправил.
3
ilianocdблин,я гдето эту раму видел...
5
UncleSamУ Шумахира в мастерской наверно. Это не тебе случайно Миша супер-жёсткие тормоза настроил? smile
Спам-сообщение скрыто. Показать
6
Удачныйклассный отчет, интересно было почитать!
8
vitominДа, я видел, как Миша собирал это чудо-велосипед...
9
mmx_166увидел у Миши фото этого вела - сразу бросились в глаза роллеры. большая редкость на наших дорогах, а теперь вот оказывается вел сплошной эксклюзив и экзотик) поздравляю с шикарным кастомом!
10
ЛисДавно заинтересован был твоей задумкой! Помнится даже выпросил у тебя ощупать его) Отличный байк вышел, согласен с Мишей, он ... !!! smile
11
UncleSamВ сентябре выхожу в отпуск и обещаюсь регулярно приезжать на встречи - пощупаешь ещё smile
12
большое спасибо за отличную статью - куча полезной информации по планетаркам "в одном флаконе"

я уже давно загорелся идеей, как только куплю себе новый МТБ из старого сделать городской/туристический с планетаркой (уж больно я люблю эту раму, что бы продать, а для апгрейда она в виду архаичной конструкции непригодна)
из статьи и вида велосипеда, я полагаю, что ездите вы не только по ровному асфальту smile
но всё же хочется спросить прямо, выдержит ли такая втулка съезды/заезды с бордюров, лестничных пролётов и т.п. что часто бывает, когда ездишь по городу и его окрестностям? smile
13
UncleSamЯ бы даже сказал, что город и асфальт - наименее предпочитаемое мною место для катания. Да и ездить на дальняк по асфальту с моими покрышками шириной 2,2 не слишком комфортно. Грязь и бездорожье - вот что я люблю! biggrin
Что касается выносливости втулки, то моя без какого-либо ТО прошла более 5k км, среди которых были и бордюры, и расколбасы, и корни, и кирпичи. Работает как часы. Судя по тому, что пишут на форумах, бордюры ей страшны не более, чем обычным втулкам - т.е. ничего хорошего в этом нет, но и ничего страшного тоже. Проблема в ином - если всё-таки что-то случится (бывает, раскалывается сепаратор подшипника или выбивается из паза одна хитрая пружинка и всё это зажёвывается в редуктор), то весьма дорогостоящая втулка становится частично или полностью непригодной - починить её в домашних условиях удаётся немногим.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Аккаунт
 
Логин:
Пароль:
Активные участники
  • Elian
  • Oswald
  • _санекGT_07
  • Annka
  • Удачный
  • ЛеночкаGT__08
  • Дождёв
  • Dimka00
  • Mandarinkin
  • Pialex
  • Лис
  • vip-aleks
  • Скименъ
  • Фотоальбом
    Погода

    Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 1
    Пользователей: 1

    Petrov_na